Двадцать три года уже тянет на себе этот человек практически в одиночку
весь классический гитарный рок. Не от которым пугают маленьких детей, а
тот, у истоков которого стояли в шестидесятых The Rolling Stones и The
Byrds. Все вокруг менялось, отгремела сексуальная революция, у хиппи закончился
ЛСД, ушли в прошлое диско и АBВА, а Том Петти продолжает нести в
своих сильных руках тяжелую роль poк-идеала. Все авторитеты, начиная от
Брюса Спрингстина и заканчивая "роллингами", за это время успели, многие
по нескольку раз, сменить "боевую раскраску" на более современный прикид,
а Петти продолжает зарабатывать деньги тем же саундом, который нашел в
те далекие годы, - альбом за альбомом, все тринадцать штук.
Я, признаться, с некоторой опаской ожидал выхода его нового
альбома "Echo", вдруг Том решит стать крутым рейвером или хэви-металлистом?
Нет, все в порядке. Он и его бессменная группа The Heartbreakers (двое
из ее участников - гитарист Майк Кэмпбэлл и клавишник Бенмонт Тенч - были
с Томом с самого начала в 1976 году и даже работали над его "сольными"
альбомами) остались верны себе и своему звуку. Как это оценит публика?
Посмотрим, пока в "Биллборде" альбом занимает 20-е место.
Последние годы имелись серьезные опасения, что Тома Петти
скоро можно будет сдавать в архив - не считая так называемых сольных альбомов
и всяких там сборников, у него и его группы не выходило нормальных студийных
альбомов аж с 1991 года, когда была записана весьма удачная пластинка "Under
The Great Wide Open". К
счастью, все это время Том был на виду и не всегда только благодаря старым
заслугам. Вспомним, например, к настоящему времени уже четырежды "платиновый"
сборник "Greatest Hits", который появился в конце 1993 года. На нем было
только две новые песни, но одна из них - "Mary Jane's Last Dance" - стала,
наверное, главным американским хитом 1994 года. Помните слегка шокирующий
клип к этой песне, где Том Петти танцует с мертвой девушкой? Бррр, но музыка
впечатляет! На MTV Music Video Awards в той году этот клип получил главную
премию.
Вообще, девяностые годы прошли для Тома Петти и его группы
в основном именно в получении всякого рода наград и премий. Пришло, как
говорится, время пожинать урожай. Так, в 1996 году Петти получил "Golden
Note Award", самую престижную премию, которую вручают авторам песен. Здесь
уж никто не был против! В этой области Тому вообще нет равных - каждая
его песня - это целая история чьей-то жизни, взять хотя бы ту же самую
композицию "Mary Jane's Last Dance" или, скажем, "Under The Great Wide
Open". В том же году, в 1996-м, Петти был удостоен "Премии Джорджа и Иры
Гершвин за Выдающиеся Музыкальные Достижения". Эту
награду вручают вообще очень редко, и после Рэя Чарльза и Эллы Фитцджеральд
Том Петти стал первым рок-музыкантом, удостоенным такой чести. "У меня,
наверное, нет ни одной записи Джорджа и Иры Гершвин, но я очень польщен
этой наградой и рад, что мои фаны время от времени появляются на моих концертах",
- скромно сказал Том на церемонии.
В этом году увековечивание заслуг Тома Петти перед человечеством
получило последний аккорд - ему и его группе была выделена звезда на знаменитой
Аллее Славы в Голливуде. За всей этой мишурой я чуть было не забыл, что
в 1994 году у Тома вышел "сольный" альбом "The Wildflowers". Слово "сольный"
я взял в кавычки, так как над ним трудились все те же лица, что и в The
Heartbreakers, плюс большое количество притащенных музыкантов, включая
экс-битла Ринго Старра.
Вообще, о группе Тома Петти, The Heartbreakers, можно
и нужно вести особый разговор. Каждый из этих музыкантов достоин отдельной
статьи. Их всего трое. Майк Кэмпбэлл считается одним из лучших на сей день
гитаристов мира, хоть и прячется он в густой тени, отбрасываемой Томом
Петти. Потрясающая точность исполнения, ни одной пропущенной ноты за многие
годы. Бенмонт Тенч - выдающийся клавишник. Лучшие группы и исполнители
мира буквально стоят в очереди, чтобы заполучить его к себе "на сессии"
- Боб Дилан, Рой Орбисон, The Rolling Stones, U2, Аланис Морисетт, Шерил
Кроу. И наконец, Хоуи Эпштейн - бас-гитарист The Heartbreakers. "Нанявшись"
на работу к Тому Петти в 1982 году, он уже был известен как продюсер и
автор песен.
Возвращаясь к "Wildflowers", надо отметить, что это был первый альбом Тома
Петти, записанный на Wamer Bros. До этого он работал на МСА. Почти двадцать
лет - еще одно доказательство его стабильности и устойчивости к изменениям
внешнего мира. На мой взгляд, "Wildflowers" не был большим достижением
для Тома Петти. Запомнилась, пожалуй, только композиция "It's Good To Be
King", но цифры как бы говорят об обратном - все-таки более трех миллионов
проданных копий! Другой бы рокер повесился от радости, но для Тома это
было, конечно, скромновато. Впрочем, "Дикие цветы", собранные на рок-полях
романтиком Петти, пришлись по вкусу и многим авторитетным жюри. Так, пластинка
была номинирована на "Грэмми" в категории "Лучший рок-альбом", правда,
награды этой не получила. Однако два "Грэмми" музыкант тогда все-таки отхватил,
пусть и в менее значимых номинациях - за "Лучшее мужское рок-исполнение"
и за "Лучшую техническую работу". Я уж не говорю о таких "мелочах", как
"Лучший мужской видеоклип" (поражаюсь американской политкорректности, будто
в искусстве, как в спорте, надо разделять по половому признаку!), врученный
Тому Петти на MTV Music Video Awards в 1995 году.
Как хотелось бы сказать, что, мол, Том Петти и его группа
стоят на перепутье, что они идут нога в ногу со своим временем и что они
еще способны показать молодым, что могут дать жару! Но суть не в этом,
а в том, что Тому ничего уже не надо доказывать. Если кому-то не нравится
его музыка, кто ищет более острых ощущений, пожалуйста - дерзайте. Не покупайте
его пластинок, он без этого вполне обойдется. Думаете, он не знает, что
рок-н-ропл умер в 1968 году? Знает лучше нашего! Сам в этом участвовал.
Старая гвардия не ищет, где лучше, она держится корней и своей музыки,
пусть и покажется она кому-то неактуальной.