Богами не рождаются.
"Клэптон - это Бог", - гласили надписи на стенах Лондона и Нью-Йорка
в 60-е годы. Многих поклонников музыканта тогда еще не было на свете. Но
и 30 лет спустя от его выступлений захватывает дух, его пластинки покупают
миллионы, а он продолжает свой нелегкий жизненный путь. По-другому не может.
Не такой, как все
Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в доме своего деда в
английском городке Рипли. Он был незаконнорожденным сыном 16-летней Патрисии
Молли Клэптон и Эдварда Уолтера Фрайера, 24-летнего канадского солдата,
служившего в Англии и вернувшегося к своей жене в Канаду еще до рождения
Эрика. Тем временем Патрисия увлеклась другим канадцем, за которого и вышла
замуж. Маленький Клэптон думал, что бабушка с дедушкой ыли его родителями,
а мать - его сестрой. Правда открылась, когда мальчику было 9 лет. Потрясение
было настолько сильным, что он провалил важные экзамены в школе, потерял
интерес к учебе, стал унылым и холодным.
Когда в подростковом возрасте Клэптон увидел по телевидению выступление
рок-н-ролльного музыканта Джерри Ли Льюиса, он уже понял, кем станет. В
Эрике зажглась любовь
к блюзу, научиться играть на гитаре было его самой заветной мечтой. Он
поступил в художественный колледж Кингстона, но его начинающаяся карьера
будущего дизайнера по витражному стеклу была приостановлена, потому что
17-летний талант играл на гитаре прямо в классе и пропускал занятия. Он
начал работать строителем, а все свое свободное время уделял игре на любимой
электрогитаре, которую он уговорил деда купить ему. Блюз но своему настроению
очень подходил Клэптону, который считал себя аутсайдером и не таким, как
все.
Гитарист номер один
Клэптон играл во многих британских блюзовых командах, включая The Roosters
и Casey Jones. Он добился известности, став участником The Yardbirds, группы,
в которую вошли и двое других самых известных британских гитаристов 60-х
- Джимми Пейдж и Джефф Бек. The Yardbirds со своим блюзо-роковым звучанием
стала сенсацией, а Клэнтона иначе как виртуозным гитаристом никто и не
называл. За свою манеру игры он даже получил прозвище Slowhand ("Медленная
рука""): его мощные удары часто рвали струны, которые он заменял прямо
на сцене, а публика в это время медленно, но настойчиво хлопала в ладоши.
Несмотря на успех, в 1965 году Клэптон покинул группу: он считал, что команда
взяла неправильное направление, променяв свое блюэовое начало на более
коммерческую поп-музыку. Артист присоединился к команде Blucsbreakers.
Но и здесь он задержался ненадолго.
Эрик создает свои собственный проект Cream. Он, по его собственным словам,
"хотел начать революцию в музыкальной мысли... Изменить мир, расстроить
и шокировать людей". Сream быстро добился статуса популярнейшего рок-трио
конца 60-х, приблизившись к международному уровню The Rolling Stones и
The Beatles. В глазах поклонников Клэптон стал еще более "всемогущим",
тогда о нем заговорили как о гитаристе номер один в рок-музыке. Cream был
этаким "трехголовым" чудовищем непримиримых героев. Но их внутренние отношения,
обостренные пристрастием к наркотикам, довели группу до развала.
Возвращение к жизни
Затем Клэптон "прошелся" еще по нескольким коллективам и в 1970 году
выпустил свои первый сольный альбом. Тогда же была написана популярнейшая
и по сей день его песня Layla о безответной любви, на которую музыканта
вдохновил любовный треугольник
между ним, его близким другом Джорджем Харрисоном и женой Харрисона Патти.
(В конце концов Клэптон женился на ней в 1979 году, а спустя 9 лет они
развелись.)
Коммерческий провал альбома Layla и проблемы в личной жизни привели
гитариста к героину. В начале 70-х Клэптона не было видно. По совету участника
группы The Who Пита Тоунсхенда Эрик прошел сложную, но эффективную электроакупунктурную
реабилитацию. Он вылечился. В 74-м Клэптон вернулся на сцену в новом стиле
и с новым звучанием, записал теперь уже классический реггей-альбом 461
Ocean Boulevard. Некоторые критики и поклонники Клэптона оказались разочарованными
его послереабилитационными музыкальными творениями. Они посчитали, что
Эрик изменил своему тяжелому гитарному стилю и занялся более сдержанным
творчеством с упором на вокал.
Удары судьбы
Теперь место героина в его жизни занял алкоголь. В 81-м году Клэптон
был госпитализирован: у него открылась язва, вызванная болеутоляющими и
немыслимым количеством бренди. Вскоре он вступил в фонд Hazelden Foundation
- реабилитационный центр для алкоголиков. Музыкант, конечно, мог сорваться
вновь, но с 1987 года, став членом организации Alcoholics Anonymous ("Анонимные
алкоголики"), он абсолютно трезв. После этого музыкант вновь испытывает
творческий подъем, выпускает ряд отличных альбомов. Несмотря на бытующее
мнение, что Клэптон никогда больше не достигал высот, подвластных ему в
"годы героина", его легендарность только набирала обороты.
Очередной удар судьбы он испытал летом 1990 года, когда в вертолетной
катастрофе погибли трое его близких друзей - музыкантов. Но и это еще не
все. В марте 1991 года умер его 5-летний сын Коннор: мальчик упал с 49-го
этажа из квартиры своей матери, итальянской модели Лори дель Санто на Манхэттене.
Свою боль музыкант выразил в песне Tears In Heaven. За эту композицию и
альбом Unplugged в 92-м году он получил сразу шесть наград Grammy. В память
о сыне Клэптон пообещал, что никогда больше не вернется к наркотикам и
алкоголю.
Слава навечно
Два года назад Эрик объявил об открытии реабилитационного центра Crossroads
Centre на Антигуа, где самые бедные жители Карибских островов могут получить
бесплатную помощь. С тех пор музыкант дает благотворительные концерты,
все доходы от которых идут на развитие этого центра. Летом прошлого года
на аукционе Christie's в Нью-Йорке было продано 100 гитар великого Клэптона,
включая Brownie, на которой он записывал песню Layla. Доходы составили
5 млн. USD, средства пошли на нужды фонда.
2000 год Клэптон встречал в компании друзей по организации "Анонимные
алкоголики", дал специальные концерты. Все прошло, естественно, без алкоголя.
А его поклонники тем временем могут наслаждаться последними творениями
кумира - альбомом Pilgrim и новым сборником всех хитов Clapton Chronicles:
The Best Of Eric Clapton. Совсем скоро музыкант обещает записать и новую
пластинку вместе с легендарным Би-Би Кингом. Значительность Клэптона для
мира современной музыки подтверждает и тот факт, что он станет первым артистом,
чье имя внесено в Зал славы рок-н-ролла три раза (как участника The Yardbirds
и Cream, а теперь и как соло-музыканта). Жизнь продолжается.