Юрий Шевчук: Истина Одна.
Санкт-Петербург, студия грамзаписи на Большом проспекте Васильевского
острова. Сейчас здесь работает ДДТ - самая популярная группа России. Идет
запись нового альбома. Уже записаны инструментальные и вокальные партии,
теперь же наступил не менее ответственный этап - сведение.
Каждая из записанных композиций прослушивается несколько
раз - в одной песне надо перемикшировать вступление, в другой - подобрать
более жесткий тембр. Можно не сомневаться, что когда новый альбом выйдет
в свет, большинство номеров станут хитами и зазвучат на волнах множества
радиостанций.
Юрий Шевчук доволен, глаза азартно блестят, он внимательно
вслушивается в музыку и отбивает кулаком ритм. "Это будет жесткий гитарный
альбом,"-говорит Шевчук-"по хорошему рок-нролльный, графичный, скупой по
звуку, чем-то похожий на зонги Брехта."
Разумеется, возможны любые аналоги, только ДДТ всегда
останется ДДТ. Тексты Юрия неповторимы, это глубокая, ярко-образная, филосовская
поэзия и именно она определяет своеобразие его песен.
Он никогда не думал, что станет рок-музыкантом. В школьные
годы слушал рок-н-ролл, потом играл на танцах - обычная тинейджерская биография.
Когда стал старше, занялся живописью. И вдруг, в 1980-ом - ему уже 25 лет!
- он начиает сочинять песни. В 1981 году была основана группа ДДТ, которая
довольно быстро стала популярной у себя дома в Уфе. После удачных выступлений
на различных конкурсах и фестивалях "самиздатовские" записи первых альбомов
группы распространяются по всей стране.
Ранние альбомы ДДТ - "Свинья на радуге", "Монолог в Сайгоне"
- не слишком оригинальны в музыкальном плане. В них очевиден явно вторичный
хард-роковый саунд, но мощный, экспрессивный вокал Шевчука и острые тексты,
полные горечи, боли и правды, позволяют понять, что в русском роке появилась
самобытная и незаурядная группа.
КГБ также не замедлил отреагировать на Шевчука и его команду.
Начинаются преследования, жизнь в Уфе становится невыносимой. От него,
например, требуют дать расписку в том, что он не будет больше писать месен!
В 1985 году Шевчук перебирается в Ленинград и там набирает новый состав.
В настоящем составе ДДТ существует практически без изменений
с 1986 года. После того как Шевчук переехал в Ленинград - рок-н-ролльную
Мекку тех лет - начинается подлинный расцвет группы, теперь в ней работают
опытные профессиональные инструменталисты. ДДТ покоряет рок-клуб, выступает
на местных фестивалях, а вскоре начинаетсяактивная концертная деятельность
по Советскому Союзу, от Украины до Дальнего Востока. Немалую роль в популяризации
группы сыграл фильм "Рок" (режиссер Андрей Учитель), вышедший в 1988 году.
В дальнейшем аудитория ансамбля значительно расширяется,
ДДТ получает признание не только в рок-среде, но и у массовой публики,
видеоклипы ДДТ можно часто увидеть оп телевидению. Давно прошли те времена,
когда группа выступала в небольших залах, теперь ее концерты проходят,
в основном, на многотысячных спортивных комплексах, причем с неизменным
аншлагом.
Иногда ДДТ обвиняют в творческом консерватизме, однако
подобные претензии мало соответствуют действительности: Шевчук и его коллеги
исповедуют трдиционный рок-мейнстрим, это живая, динамичная музыка, с мастерскими
аранжировками и предельно актуальная по содержанию.
В 1993 году ДДТ впервые в истории российского рока создает
концептуальную концертную программу "Черный Пес Петербург". Мощный синтез
музыки, поэзии, сценограаии и светорежиссуры производит ошеломляющее впечатление.
В следующем гду - еще одна премьера, "Это Все". Еще более убедительный
успех, грандиозное рок-шоу высочайшего класса. Такие песни как "Апокалипсис",
"Правда на правду"", "Гляди пешком" и другие показывают, что в песнях Шевчука
совмещаются пронзительная лирическая исповедательность и трагизм, передающий
противоречивую ситуацию в жизни сегодняшней России. Духовный, художественный
уровень нового цикла очень высок, по сравнению с ним некоторые популярные
номера предыдущих лет, такие, например, как "Осень", отходят на второй
план.
Зарубежные гастроли ДДТ - Венгрия, США, Япония, Германия,
Франция, Израиль. Не так уж много и часто ДДТ выступает за границей. Западная
публика весьма сдержанно теперь относится к российским рокерам, проблематика
песен из-за языкового барьера остается малопонятной, а это, в свою очередь
сказывается на восприятии музыки. Некоторые музыкальные эксперты считают,
что программа ДДТ "Это Все" могла быть с успехом показана за границей,
но ДДТ ограничилась концертом перед русскоязычной эмиграцией Израиля.
Шевчук однажды был в Париже и выступал там с сольной программой
в музыкальном клубе "Три Молотка". Хозяин заведения сразу предложил ему
приличный контракт и даже обещал сделать из него звезду. Юрий подумал -
и, разумеется, отказался. Все-таки дома семья, ДДТ...
Следующий день после работы в студии.Шевчук сидит
в гостиной офиса ДДТ и вместе с "семьей" внимательно отслушивает вчерашнюю
запись. Здесь не толко музыканты, такой солидной группе не обойтись без
обслуживающего персонала, художников, администраторов. Для российского
рока это еще немного в новинку, ведь раньше ничего подобного не было -
андерграунду не нужен "промоушн". Теперь все по-другому, романтический
период "бури и натиска" прошлых лет позади, нужно заботится о том, чтобы
выжить и быть конкурентноспособным.
Теперь наконец-то мы можем поговорить.
St.Petersburg News:Ты бываешь когда-нибудь доволен
тем, что делаешь, по большому счету?
Юрий Шевчук:Ах, господи... Вот сводили мы новые
песни - ну, наконец-то! А на следующее утро...
SPN:Когда веселее было играть? В прошлые годы
или теперь?
Юрий Шевчук:Сейчас каждый идет своей дорогой.
Знания умножают печаль, печаль - это путь к истине, да? (тихая усмешка).
Одиночество. Все через одиночество...каждый по-своему одинок. Но у меня
теплейшее отношение ко всем участникам былых битв.
SPN:ДДТ - это ведь целое предприятие. Репетиционная
база, офис. Сколько всего у вас человек работает?
Юрий Шевчук:Человек 25-30. Когда мы арендуем аппаратуру,
то еще техники и световики.
SPN:За счет чего вы окупаетесь?
Юрий Шевчук:(Поморшился)Ох, сложно. Не
очень-то мы окупаемся. Без спонсора, считай, концерт не поднять. Тяжелая
работа. Большие площадки, аренда, свет, звук, декорации, афиши. Благодаря
Жене Мочулову, Юрию Белишкину, братьям Болотиным у нас все и двигается.
SPN:Многие считают, что музыканты в супергруппах
купаются в деньгах.
Юрий Шевчук:Нет, это не правда. Но и плакаться
тоже незачем.
SPN:Раз уж мы заговорили об экономических проблемах,
было бы интересно узнать, как ты относишься к экономической, политической
жизни в стране?
Юрий Шевчук:... Главное чтоб войны не было гражданской
(интервью взято осенью 1994). Чтобы какие-то новые к власти не пришли,
потому что им тоже нужно будет есть. Старые - те хоть насосались, как-то
поспокойнее стало. Я в экономике плохо разбираюсь. Единственное, что и
от нас многое зависит. Больше, чем раньше.
SPN:Раньше тебя активно агитировали разные
партии и группировки, чтобы ты их поддерживал. Сейчас продолжаются такие
наезды с разных сторон?
Юрий Шевчук:Меньше. Я теперь довольно четко определяю
это все для себя. Я теперь разделяю понятия "Политк" и "Гражданин". Политик
на самом деле все видит сквозь призму своих идей. Кто не в его партии,
значит, это враг. Политик - он однобокий, необъективный человек, который
думает, что только он знает, как сделать всех нас счастливыми. Ну, не верю
я этому! А гражданин - это человек любящий, объективный, он ближе к своей
стране, чем какой-то политик, занимающийся проблемами власти, а не проблемами
частных людей.
Группа ДДТ никогда не пела политических песен. Мы - граждане
и ни в какой политической партии не состоим. Это гражданственная позиция
и она всегда была у художников России.
SPN:Кем ты себя ощущаешь? Поэтом, музыкантом,
бардом?
Юрий Шевчук:Не знаю... Я песни пишу!(Довольно
смеется)
SPN:В последнее время в группе происходят очевидные
изменения, причем в лучшую сторону. Музыкальная фактура композиций стала
разнообразней, более пластичной. Какие внутренние сложности приходиться
преодолевать?
Юрий Шевчук:Собственные штампы. Очень легко себя
повторять. Я наблюдаю за другими группами - там то же самое. Нет творческого
человека, который не грешил бы этим, просто люди любят называть свои штампы
как-то красиво - творческий почерк, имидж. Мне только тогда интересно,
когда что-то новое происходит, когда путем изнасилования самого себя добиваешься
чего-то неожиданного. Мне нравится, когда у нас в группе появляется что-то
свежее, вот сейчас сделали этот альбом, а потом будет совершенно другой.
Очень мечтаю написать музыку для детей. Хочу сдлать акустический альбом,
где будут романсы - их у меня много написано - баллады, цыганщина. Много
разных планов.
SPN:У тебя есть личные хиты? Какие песни из
последней программы тебе кажутся наиболее удачными?
Юрий Шевчук:(Сначала думает)Я считаю очень
крепкой песней "Правда на правду". Все-таки в ней я выложился. Очень многое
для себя открыл, работая над этой песней. Когда пишешь, то размышляешь
над какой-то проблемой и часто бывает, что в процессе сочинения песня становится
совсем не такой, какой ты задумал.
Работая над этой песней, я пришел к выводу - нет ни правых,
ни виноватых, правд столько, сколько людей на свете, а истсна - одна. Истина
в любви, в понимании друг друга... Раньше я это знал, но воспринимал как
формальность, как нечто давно известное. Теперь мне кажется - красота жизни
в том, что знакомых, банальных даже вещах, вдруг открывается истина...