15 лет ДДТ
Бит?: За 15 лет какие моменты были переломными
у ДДТ?
Шевчук: Их было несколько. Во-первых, уфимский
период - до 87-го года. Нам не давали играть, не было концертов - один
был всего. И был ломовой перелом, когда я переехал в Питер в 85-м году
и познакомился с Женей Мочуловым - а это была уже база. У Мочулова было
2 динамика и пол-гитары. Я его завел, и Женя проникся. Мы с ним год ездили
по городу, собирали музыкантов. Первого нашли Игоря Доценко и начали репетировать
вдвоем: я на гитаре, он на барабанах. Потом мы нашли Вадика Курылева, потом
Андрея Васильев а. Он очень смешно к нам попал - по конкурсу. Евгений Николаевич
собрал гитаристов, мы сели и стали слушать. Андрей пришел весь в перьях,
тут зеленый клок, тут красный - безумный. А я говорю Жене: "Что это за
чудовище? Я - против!" А Женя мне: "Ништяк! Ломовой! Ты посмотри, как он
играет!" И настоял. "Ладно", - говорю. "Под твою ответственность". А Андрюха
потом рассказывал: "Прихожу на прослушивание. Сидят какие-то дядьки бородатые".
Тоже веселился потом. Начали играть. С нами был Вова Сигачев (потом он
ушел), пришел Никита Зайцев. Таким составом мы дали первый концерт в рок-клубе
25 января - день памяти Жоры Ордановского. Нам дали сыграть четыре песни.
Я так нервничал, что выпил бутылку коньяку со страху - и трезвый, как стекло.
Это был бешеный момент - с 85-го по 87-й. Эти два года я не забуду. Ночевал
по подвал ам, денег нет, ничего нет, но зато была Идея.
Бит?: А следующий перелом?
Шевчук: Когда поувольнялись в 88-м, создали "Театр
ДДТ".
Бит?: И вы уже были уверены, что в стране все
обратно не вернется?
Шевчук: Да, но над этим не думали. В кочегарку
вернуться можно было всегда. Помню, первый концерт в Киеве в 88-м году.
Милиционер стоит на вахте, мы мимо идем, а он и говорит: "Что происходит?
Ничего не понимаю , я сейчас застрелюсь!" А мы ему: "Да не стреляйся, перестройка
же!" А он стоит с наганом: "А я не врубаюсь". Все поменялось в его глазах:
"Что творится". Я помню его лицо. Бит?: А у вас никогда не было
иллюзий по поводу советской власти?
Шевчук: Как и все, я плакал от счастья, когда в
пионеры принимали. Шок был, когда я прочел "1984" Оруэлла. Я был потрясен,
эта книга у меня сразу все на место поставила. Сразу - бцинь, и как отрезало.
Потом уже "Animal Farm".
Бит?: А с чего началось увлечение музыкой?
Шевчук: Благодаря моей маме началось увлечение
музыкой и живописью. Мама меня всячески вытаскивала со двора, я ходил и
в художественную школу и в музыкальную. По классу баяна, я его ненавидел,
и до сих пор после школы я его не брал и не возьму. Я его ненавижу... Ребята:
"Юра, идем в футбол!", а я на баяне...
Группа ДДТ - не политическая группа, то есть нет какой-то
одной партии, с которой бы мы имели бы какие-то интимные отношения. Но
у нас есть гражданские позиции.
Бит?: В 80-е годы существовало некое рок-сообщество,
состоявшее из людей близких по духу. А сейчас?
Шевчук: Существовало рок-движение. Это естественно
и понятно: нас всех давил один пресс. А сейчас время очень индивидуальное.
Как разрешили рок-н-ролл в стране с 87-го года - потихонечку, постепенно,
но каждый пошел своей дорогой. Мы сажаем свои деревья. Время более индивидуальное.
Ну, а если оно более индивидуальное, то значит, оно более художническое...
Чем больше одиночества, тем больше искусства, это естественно. Тем больше
печали в хорошем смысле слова... Сейчас время другое, но я все времена
люблю - и те, и это. Но ностальгии у меня нет.
Бит?: Вы остаетесь верны тому, что называлось
"социальным роком"?
Шевчук: Да нет такого понятия "социальный рок",
мне не нравятся такие вопросы. Неглубокое такое отношение. Меня журналисты
вот окрестили "социальным роком". Если вспомнить программу 87-го года,
у нас была "Церковь без крестов" - что это, социальный рок, что ли? Не
социальный.
Бит?: В том контексте, в контексте того времени,
отчасти и социальный.
Шевчук: В том контексте. Ну, а в этом контексте?
До сих пор ее слушают. Мне кажется, в те года, в начале, скажем, "перестройки",
или еще до нее, ("Церковь" довольно старая песня), многое из существующего
в мире - даже если и не имело социальной окраски - то обязательно в нее
одевалось, окрашивалось.
Бит?: Многие музыканты говорят: "Мы к политике
отношения не имеем, нам все равно, что происходит: мы играем музыку". А
социальность в музыке - это когда люди пытаются воздействовать и высказать
какие-то свои убеждения, не стесняясь этого.
Шевчук: Тогда мы социальные. И до сих пор, наверное,
если так. У нас обязательно в программе есть несколько таких песен. Мы
поднимаем несколько тем, мимо которых, я считаю, если живешь в нашей стране,
просто довольно пошло проходить мимо. Мы не можем закрывать глаза на эти
вещи.
Бит?: В последнее время многие музыканты и вообще
люди искусства, в прошлом единомышленники, или высказывают полностью противоположные
мнения о политической ситуации, или отказываются от любых политических
комментариев.
Шевчук: О политике вообще сложно говорить, очень
сложно. Даже я бы сказал так: для бы любого художника, если таковым я являюсь,
то, как не странно, в наше время, в сегодняшнее, нынешнее, вопрос о политике,
как это не странно, стал очень интимным. Вы не замечаете сами? Для многих
художников гораздо легче говорить, с кем он спал - не спал, как относится
к женщинам... Это гораздо проще. А когда затрагиваешь отношение к политике,
начинают сразу мучительно краснеть, говорить, что они никак не занимаются
политикой и все это их не волнует, но это все, конечно, ложь.
У нас стоит политический хаос и, в общем-то, многие
художники просто в этом не разбираются уже основательно. И есть тому причины.
Мне, например, трудно сказать, за кого я, потому что,
во-первых, я не знаю, этих людей, во-вторых, шапки, лозунги у них одни
и те же. То есть разные, может быть, пути, но эти пути ни одна из этих
партий не реализует, на мой взгляд. И поэтому мне очень сложно сказать.
Группа ДДТ - не политическая группа, то есть нет какой-то одной партии,
с которой бы мы имели бы какие-то интимные отношения. Но у нас есть гражданские
позиции. Я разделяю слово "политика" и слово "гражданин". Для меня, и вот
сейчас в стране между этими двумя понятиями - гражданин и политика - есть
какая-то яма. Какая-то канава, которую сейчас не перепрыгнуть. Какой-то
забор каменный. Гражданин - это одно для меня, политик сейчас - это немножко
другое. Я считаю, что группа ДДТ, наши ребята - они граждане. Я себя считаю
гражданином, и как граждан нас очень многое волнует. Это тоже социально
все. Но никакой политикой мы не занимаемся.
Чечня: крещение огнем
Шевчук: Я поехал туда, чтобы самому разобраться,
но приехав оттуда понял, что ничего не понял. Как началась война, я вышел
на Министерство чрезвычайных ситуаций, и на самолете вместе с медикаментами
прилетел в Моздок. Мы с Сашей Бровко вышли в Моздоке и стоим по пояс в
грязи, я - с гитарой, он - с камерой. Он говорит: "И что мы будем делать?"
Я ему: "Сейчас посмотрим!" Какую-то машину тормознули, там люди с автоматами:
"Вы кто?" Отвечаем: "Мы - группа ДДТ, приехали к вам в гости" Сначала они
даже не поверили: "Вы что, опухли? Серьезно, что ли, Шевчук?" Узнали и
говорят: "Ну вы даете!" Взяли нас и привезли к себе в палатку. Играл для
раненых, в госпиталях. Когда устало горло (в день было по пять-шесть концертов;
естественно, без микрофонов, под одну гитару, бывало и под обстрелом на
передовой), когда у меня садились связки, я работал санитаром, таскал раненых,
мы отправляли их во Владикавказ. Потом через день, два-три, голос восстанавливался
- и опять петь. Под капельницей полежал... Но ничего, я не жалею, что там
побывал, хотя война - это дело страшное.
Бит?: Где жили?
Шевчук: Где придется: в палатках, землянках. В
основном, в подвалах в Грозном.
Бит?: Это не выглядело, как поддержка войны?
Шевчук: Я ехал поддержать этих ребят, которые там
гибли. В чем виноваты эти солдаты? Виноваты политики! А в чем виноваты
эти пацаны ноябрьского призыва, которые там гибли каждый день? Это просто
караул. Эти деревенские парни, которых послали на бойню. Оттуда я вывез
стойкое отвращение к политикам как к классу, от них просто блевать охота.
Многие бойцы врубились: "Юрий Юлианыч, спойте песню "Не стреляй!" А им
через пять минут в атаку! И поешь им "Не стреляй!", а они плачут... Боюсь,
что это только начало. Как они могли развязать эту войну? Это какой-то
бред.
Бит?: Какое ощущение у вас здесь после этого,
наложила ли на вас эта война какой-то отпечаток?
Шевчук: Афганцы рассказывали, но я никогда не думал
про послевоенный синдром. Так сейчас я его прошел на своей шкуре. Приехал
сюда: Как? Там людей убивают, там гибнут каждый день, а здесь все по фигу:
люди ходят, в ресторанах сидят. От этого крыша едет со страшной силой.
Спать не можешь: пятнадцать минут сна - жуть, ужасы! Но потом я уехал в
деревню. Природа, философия... И башня - вжик, и на место. Баню топил,
печку. И написался там новый альбом, который еще не записан (мы в июле
будем писать), который называется "Любовь" - очень лиричные песни про любовь.
Не жуть и не "кровавые мальчики", просто выдохнулись песни о любви.
Бит?: А настроение новых песен тревожное?
Шевчук: Нет, скорее душевное. Очень теплое, как
после крещения. Но только крещения огнем.
Бит?: ДДТ - группа очень русская. Она встречает
понимание у многих, кто знает и понимает русский, и у иностранцев, которые
интересуются русской культурой. Ведь в музыке группы ДДТ присутствуют и
какие-то народные мотивы, дух, мощный вокал, запоминающиеся мелодии. Но
в мировой системе музыкального бизнеса наши группы не имеют и доли того
значения, какое у них есть в России. Потому что в музыкальном отношении
нет ни своеобразия, ни оригинальности. Они не придумывают новых стилей
и направлений, а лишь комбинируют заимствования. И массового западного
слушателя это отталкивает.
Шевчук: Я понимаю, на чем это основано: мы не играем
такой... модной музыки, не занимаемся, допустим, какими-то там поисками,
хотя мы все равно к этому идем. Для меня не важен стиль, не важна даже
музыка, и не так важно, чтобы был очень красивый текст... Для меня очень
важно, чтобы получалась песня. Я вообще-то не пишу ни музыки, ни стихов,
а пишу песни. И некоторые песни мне удаются, чему я рад, а некоторые -
нет, чему я печален.
Бит?: В немалой степени всеобщая популярность
ДДТ была вызвана хитами типа песни "Осень"...
Шевчук: Один журналист даже сказал, что есть
слушатели ДДТ, а есть слушатели "Осени". Хорошо сказано: огромная публика
"Осени".
Бит?: А некоторые музыканты критикуют, говорят,
что очень легко такой хит сделать: нужна определенного типа полукабацкая
музыка, пара блатных аккордов, сентиментально-надрывный текст, и это может
быть точно скалькулировано.
Шевчук: Ничего подобного. Просто эти музыканты
настолько нас не понимают... В чем отличие поп-музыки: поп-композитор,
поп-музыкант - они действительно все высчитывает. Вот компьютер, сейчас
моден такой ритм, такой вот размер, все это делается на студиях, очень
элементарно, просто - высчитывается шлягер: такие-то слова, такая-то мелодия...
Все это - работа ума для зарабатывания денег, то есть именно не душевная
работа, естественно, и не духовная, а вообще никакая. А мы пишем все-таки
песни, которые уже не можешь не писать... Мы действительно пишем. То есть
эта злополучная, я не знаю, как ее назвать, "Осень", она была написана
очень от души. Она была написана на кладбище. Я выдохнул ее, что ли. Помню,
прибежал на студию: "Ребята, вот новая песня". Кто-то был против, кто-то
за. С теми, кто был за, мы ее как-то аранжировали, как-то записали. Те,
кто был против, потом тоже как-то с ней срослись. Ну, тут же я побежал
к Борису Деденеву - он снимал тогда Пушкин, интерьеры дворцов. "У тебя
есть хоть час, - говорю, - завтра вот ты там снимаешь, хоть час?". Он говорит:
"Час есть". Что делать? Хватаю за шиворот Славу Бутусова и Костю Кинчева
и просто еду туда на машине. Бегаю за Борисом, говорю: "Ну, сними хоть
чуть-чуть". "А что снимать?" Я говорю: "А вот мы туда пойдем, или туда".
А вот здесь дядя Миша - вот я всех собрал - и за тридцать минут мы сняли
это все. Боря не верил: "Ну, что вы там наснимаете, фигня какая-то". Я
говорю: "Вот я чувствую, что получится". И ночью прямо он начал смотреть
и смонтировал буквально за ночь этот клип. И через неделю он уже вышел.
В этом не было ничего попсового. Это просто получилась песня. Простая,
но вместе с тем она задевает, трогает. Я не могу объяснить даже, как она
получилась, как она написалась. Вот я сейчас вспоминаю, это 90-й год, как
в тумане просто все. Несколько недель.
Бит?: А еще есть немножко обидная точка зрения...
Шевчук: Давай, давай.
Бит?: ...Что вся наша рок-братия - это такое
своего рода рок-н-ролльное надувательство. Что нельзя серьезно относиться
к людям, которые по утрам молятся, а вечером едут для бандитов играть.
Шевчук: Он дурак, он не читал Евангелия. Одна из
глав там, помните: фарисеи пришли к Христу в Иерусалиме - я говорю образно
- пил вино с проститутками, ворами, бандитами, ну, с люмпенами, и фарисеи
сказали: "О, Христос, надо же, а ты говоришь, что Сын Бога. А с кем ты
сидишь, с кем ты пьешь?" Он говорит: "А вы-то святые, а им-то я нужнее,
чем вам, видать". Но вот мы выступали вот в лагере - благотворительный
концерт. Там просто все бандиты, все убийцы - ну и что?
Бит?: Если в этом смысле, то все в порядке,
в этом нет проблемы. Но это не совсем то, что когда жирный бандит здесь
руководит и власть имеет.
Шевчук: Согласен. Но я говорю еще раз, что группа
ДДТ никогда...
Бит?: И вас не приглашали играть на свадьбах?
Шевчук: Да, да, да. Приглашали. На чьем-нибудь
дне рождения... И за этот день рождения тебе дарят машину или еще что-нибудь.
Да, конечно, приглашали, но никогда мы туда не ездили. Мы на это говорим:
"Пожалуйст а, приходите к нам на концерт". Нет, этого прецедента у нас
еще не было. Ну, это разные точки зрения. Чем больше вы про нас негативного
рассказываете, тем мне интереснее. Еще что там про нас говорят? Где мы
еще играли?
Бит?: После того как вы получили приз "Овация"
в прошлом году, писали во многих газетах: "Новый взгляд", "Санкт-Петербургские
ведомости" и еще в какой-то бульварной прессе, что, мол, Шевчук отпилил
у приза пальцы и раздал знакомым.
Шевчук: (Читает, посмеивается). Во-первых, я никакие
пальцы не отпиливал, конечно. Это слишком много потеть надо, лишняя трата
энергии. А "Овация"... Я, например, считаю совершенно точно, что, во-первых,
не живешь - не ошибаешься, - раз. Во-вторых, это они звонили нам, и я просто
дал слово. И мне уже некуда было деваться. Когда я уже, конечно, понял,
что это такое, уже заднюю, как говорится, включать было некуда, я с горя,
кстати, и напился и вот провалился там... Ну, я нахулиганил там, это понятно.
Это было не то, чтобы там с горя, просто я понял, где я нахожусь и что
это все значит. Я понял, что группа ДДТ стала прикрытием такого междусобойчика.
И нами закрылись очень удачно. Я вообще, наверное, больше не буду ни на
каких тусовках - презентациях, на "Овациях", но, видать, мне нужно было
это все увидеть... Жизненный опыт я получил хороший. Везде нужно искать
плюс. И все-таки братки от меня не отвернулись.
Бит?: А как вы сами относитесь к подобным публикациям,
к разнообразным слухам? Ведь много всякой ерунды говорят о ДДТ.
Шевчук: Я с юмором к этому отношусь. Согласитесь,
что если ко всему этому относиться серьезно, то никаких нервов не хватит.
Если серьезно относишься к своей популярности, к своему имиджу, к слухам,
если очень нервно относишься к тому, что творится вокруг твоего имени,
- значит, в результате больная печень, желчный пузырь и ты ни чего не будешь
делать: только глотание таблеток. Я к этому отношусь совершенно философски,
с юмором. Вот какой я есть, такой я есть. Без какого-то пафоса, звездной
болезни...
Бит?: А вы часто бываете недовольны своими альбомами,
песнями?
Шевчук: Да, всегда.
Васильев Мы тут говорили про звезд. Так вот о звездности.
Есть такой тест: когда лучи не позволяют пройти в метро, турникеты метрополитена,
это тогда уже звезда, а так нормальный... Если ты проходишь, тогда с тобой
все хорошо.
Шевчук: Мне лучи не мешают.
Васильев: Лучи не мешают, тест прошел. Просто мы
делаем свое дело. Мы друг друга давно знаем и любим, вот и все.
Шевчук: А если у кого-то луч появляется, мы его
отшибаем сразу.
Бит?: Рок-музыкант имеет дело с таким большим
количеством энергии, что он рано или поздно начинает задумываться, откуда
она берется. Вы задавались таким вопросом?
Шевчук: Сейчас, может быть, и не задаюсь, потому
что знаю, откуда это все берется. Я просто думаю о том, что самое главное:
чтобы на твоих концертах была энергия добрая. Чтобы она перла от тебя и
ответ из зал а - добрая энергия. И еще я знаю, что я не имею права делать.
Абсолютно точно.
Copyright 1995 Бит?