Можно предположить, что, назвав свою группу
"Лед Зеппелин", т.е. "Свинцовый дирижабль", музыканты, ее организовавшие,
вряд ли рассчитывали на стремительный взлет к славе. Но судьба распорядилась
иначе. С конца шестидесятых годов и до сегодняшнего дня "Лед Зеппелин"
считается одной из наиболее оригинальных и интересных групп мира, их песни
стали хрестоматийными. |
Вторая половина шестидесятых годов, особенно
конец десятилетия, - интереснейший период в британском роке. Сейчас даже
трудно проследить, сколько разных стилей и направлений современной музыки
зародилось именно в то время. Как Мадди Уотерз, впервые сыгравший блюз
на электрической гитаре в конце пятидесятых годов, вряд ли мог предвидеть
появление и огромную популярность десятилетием позже белых блюзов,
так и музыканты, щедро разбрасывавшие зерна экспериментов в плодородную
почву конца 60-х, не могли предсказать, какие всходы появятся через десять,
а то и двадцать лет.
Одной из групп, чье влияние ощущается и
поныне, причем в самых разных областях музыки, и стала "Лед Зеппелин".
Ансамбль был организован в октябре 1968
года четырьмя весьма к тому времени известными музыкантами. Гитарист Джимми
Пейдж (настоящее имя - Джеймс Патрик Пейдж) родился в 1944 году. Научился
играть на гитаре, копируя нота в ноту соло Джеймса Бертона на записях Рики
Нельсона и пассажи Скотти Мура на ранних пластинках Элвиса Пресли. Несколько
лет он работал как студийный музыкант, не присоединяясь ни к какой группе.
Вскоре он уже был известен как незаурядный гитарист, к его услугам прибегали
при записи такие исполнители , как Том Джонс и Донован, Джефф Бек и Джорджи
Фейм, "Роллинг стоунз" и "Херман'з Хермитс", "Ху" и "Кинкс", "Them" и "Pretty
Things". Он пробовал свои силы также как композитор и продюсер - в этом
качестве он работал с Эриком Клэптоном, Джонсом Майаллом, Нико.
В 1966 году он соглашается присоединиться
к группе "Ярдбердз" как ритм-гитарист. Однако вскоре он стал вторым лид-гитаристом
(первым был Джефф Бек).
Джон Пол Джонс (настоящее
имя - Джон Болдуин) родился в 1946 году. Как и Пейдж, много работал в студиях
грамзаписи - с Родом Стюартом, "Роллинг Стоунз", Дасти Спрингфилд, Ширли
Бэссси, "Херман'з Хермитс", Донованом, иногда выступая в роли клавишника,
иногда аранжировщика, но чаще всего как бас-гитарист. Во время совместной
работы над пластинкой Донована "Hurdy Gurdy Man" Пейдж и Джонс и обсудили впервые
возможность создания собственной группы.
"Послужной список" вокалиста Роберта Планта
(родился в 1948 году) и барабанщика Джона Бонэма (родился в 1949 году)
был поскромнее. Бонэм играл в бирмингемских группах, ныне никому не ведомых,
а позже присоединился к ансамблю "Бэнд ов Джой", руководителем которого
был Плант. Группа
выпустила несколько синглов, особого успеха не имевших, и Плант в 1968
году начал выступать в блюзовом дуэте с Алексисом Корнером, когда Пейдж
предложил ему и Бонэму вступить в новый состав развалившихся к тому времени
"Ярдбердз".
Слава "Ярдбердз" была столь велика, что
без долгих раздумий музыканты назвали себя "Новые Ярдбердз" и отправились
в Скандинавию доигрывать концерты по контракту, которым был связан Пейдж
как участник старого состава. Кстати, и позже, когда уже появилось название
"Лед Зеппелин", на афишах зачастую в скобках поясняли: "Бывшие Ярдбердз".
Перед самым отъездом в Скандинавию группа
записала (за 30 часов) свой первый диск, названный просто "Led Zeppelin".
До
выхода пластинки группа особым успехом в Англии не пользовалась, и тогда
их менеджер Питер Грант, которому "Лед Зеппелин" обязан не меньше, чем
"Битлз" - Брайану Эпстайну, а Элвис Пресли - Тому Паркеру, решил отправиться
в турне по США. До этого английские группы приезжали в Америку, как правило
на волне успеха - достаточно вспомнить тех же "Битлз". Критика встретила
группу (как и позже пластинку) довольно прохладно, но слушатели были в
восторге.
После выхода первых двух альбомов ансамбля
(1968 и 1969 гг.) в творчестве коллектива наметились два основных напрваления.
Первое - хард-роковое, продолжение линии "Крим", Джеффа Бека, "Ху", "Кинкс",
"Ярдбердз", с ярко выраженной блюзовой основой. Сами музыканты назвали
его "тяжелый блюз". Именно благодаря песням этого направления, "Лед Зеппелин"
(вместе с "Дип Пёрпл") и считается духовным отцом "тяжелого металла".
Второе - полуакустическое, с широким использованием
народной музыки, продолжении линии группы "Инкредибл Стринг Бэнд". И хотя
сейчас многочисленные
поклонники "Лед Зеппелин" помнят прежде всего первое направление их творчества,
в отрыве от второго оно дает весьма однобокое представление об ансамбле.
Обе эти составляющие проявились и в последующих
записях коллектива, в том числе и на альбомах "Led Zeppelin III" и "Led
Zeppelin IIV".
Классикой рока стала "Песня иммигрантов"
с третьего альбома, написанная в жестком, хард-роковом стиле. Примером фольклорного
направления служит народная песня "Виселица" в аранжировке Джимми Пейджа
и Роберта Планта. На всех концертах "Лед Зеппелин" огромной популярностью
у слушателей пользовался блюз "С тех пор, как я тебя люблю".
Четвертый
альбом группы, получивший также неофициальное название "альбом с рунами"
из-за своего оформления, считается одним из лучших в истории коллектива.
На нем записаны прекрасные песни: "Черный пес", "Рок-н-ролл", "Когда рухнет
плотина" и другие. Но подлинную славу пластинке принесла ошеломляющая "Лестница
на небеса" - композиция, в которой соединились различные интересы музыкантов,
от акустического фолка до "предметаллического забоя".
К началу семидесятых годов "Лед Зеппелин"
были не просто суперзвездами, они были одной из самых популярных групп
мира.
Надо отдать должное Питеру Гранту - он очень умело
подогревал интерес к ансамблю. Одна пластинка примерно в полтора года,
раз в два года - огромное турне по разным странам, в первую очередь по
США. У музыкантов было время искать новые пути, экспериментировать, просто-напросто
жить. Неудивительно, что на всех концертах они практически всегда были
в прекрасной форме - и физической, и творческой. В 1973 году вышла их пластинка
"Houses Of The Holy" ("Дома святых"), на которой, помимо привычных ритмов,
были записаны песни в стилях регги и соул. В 1975-м - "Physical Graffitti"
("Физические рисунки"), в 1976-м - "Presence" ("Присутствие".) В том же
году вышел знаменитый документальный фильм о концерте группы в Мэдисон-сквер
Гарден "The Song Remains The Same" ("Песня остается неизменной") и двойной
альбом с записью музыки из фильма. И хотя критики оценили и фильм, и пластинку
довольно прохладно, они, безусловно, интересны именно тем, что позволяют
познакомиться с концертными вариантами известных песен, исполняемых без
обычной студийной сдержанности.
После 1976 года в концертной и студийной
деятельности "Лед Зеппелин" наступил трехгодичный перерыв, многие поговаривали,
что группа прекратила свое существование, но в 1979 году вышла новая пластинка
- "In Through The Out Door" ("Вход через выход") - по сути лебединая песня
альбома. В 1980 году трагически погибает Джон Бонэм. Выпущенная через два
года "Coda" ("Кода") ничего не могла прибавить к репутации "Лед Зеппелин".
Использовался материал с пластинки "Архив популярной
музыки 6": группа "Лед зеппелин" - "Лестница на небеса". Стерео. M60 27501 005.
Студия "Мелодия". 1988 год. |
|
Copyright © 1999-2000, svd
| |
|