Все о музыкальных исполнителях на русском!

Status QuoRage Against The MachineДДТThe CranberriesSashLauryn HillTLCИванушки InternationalScorpionsBloodhound Gang





[О ДДТ] [Интервью журналу "Бит?"] [Интервью журналу St.Petersburg news.] [Как записывались альбомы...] [Альбом "Я получил эту роль" '88] [С альбома "Оттепель" '91]

Альбомы

СВИНЬЯ НА РАДУГЕ '82

...Сидели мы на одной из окраин российской империи в бескрайних башкирских степях, пили пиво, играли блюз и рок-н-ролл в клубе с мощным названием "Авангард". В общем-то все было бесперспективно. Тут Гена Родин, наш басист и папа, приносит и задумчиво протягивает нам смятый клочок от газеты "Комсомольская правда", случайно найденный в местном сортире с объявлением всесоюзного конкурса "Золотой камертон" : "присылайте, де, записи и т. д." Мы встрепенулись, решили попробовать и встал вопрос - где записать наши песни, н а чём и как вообще это делается? В результате долгих поисков, хождений по кабинетам и тайге, мы записали три песни на местном ТВ и отправили их в Москву. Дело это нам понравилось и под шумок мы "втиснули" весь альбом, состоящий из 16 песен - итог почти двух лет работы (с 1980 по 1981 год). Запись продолжалась 3-4 дня, звукорежиссер - И. Верещага (оригинал записи не сохранился). Телевидение обладало двумя одноканальными магнитофонами СТМ. Поэтому записывались в два приема - сначала барабаны, бас, гитары, клавиши, потом - голоса, соло и одновременно сведение. О многоканальных системах мы тогда даже и не слышали. В апреле случился и наш первый сольный концерт в Уфимском нефтяном институте, закончившийся большим скандалом. "Партейцы" были в шоке от увиденного и услышанного (даже странно, что они там нашли?). Песня "Свинья на радуге" стала запрещенной. После этого "громкого" концерта больше выступлений у нас не было. Конечно, эта магнитозапись с высоты сегодняшнего "завтра" слушается, в основном, наивно, манерно и, скажем, глуповато, но всё было от души. С этого альбома началась наша некоторая популярность в городе Уфе - наливали уже бесплатно. До нас такого никто здесь не делал. Периферия очень отличалась тогда своими музыкальными вкусами от столиц и Европы. На периферии любили тяжелую музыку - хард, джаз, ритм-энд-блюз , джаз-рок и т. д. Информации о новом было мало, поэтому варили мы свою кашу сами, ориентируясь на горячо любимые западные стандарты. На периферии, как правило, хороший музыкант - это хороший инструменталист, умеющий "один в один" снимать "фирму", а не идеолог, не демиург, не поэт, не сочинитель. В Уфе все тащились от Бенсона, Джеф Бека, ДиПи, "Кинг Кримсон" и т. д. Помню, долго спорили с В. Сигачевым о том, можно ли вообще петь рок по-русски. В Питере, в 1982 году, расцвели новая волна и панк, уже шелестел вольный ветер, был рок-клуб, "звенели колокольчики", как потом спел С. Башлачев. В Уфе свирепствовал мутный феодальный социализм, где заехавший к нам от скуки официальный Евгений Евтушенко смотрелся жутким диссидентом. Но тут нарисовался "Джимми" (Урал Хаззиев), старый системный хиппи, тусовщик, большой коллекционер и знаток рок-музыки. Он был десятки раз в Питере, Москве, Прибалтике, затащил нас к себе домой и мы развесили уши и разинули рты, узнав про рок-клуб и большое количество отечественных команд, давно уже засеявших благодатную рок-н-ролльную ниву...
 
 
КОМПРОМИСС '83 январь

... На финале "Золотого камертона" я (всю группу не пустили - это отдельная история) познакомился с ребятами из группы "Рок-Сентябрь", был с ними и, тогда еще не писавший практически песен, Саша Башлачев (но что-то уже клевало в его горячую голову). Камертон прошел в полузарезанном варианте, нас и "Рок-Сентябрь" даже не показали (жаль Ю. Филипова, отдавшего много душевных сил и здоровья для пробивки этого первого демократического конкурса молодых исполнителей). В результате общения с "Р.-С." договорились поработать вместе. Ребята имели по тем временам прекрасный аппарат, были хорошими инструменталистами, но "сала в башке" не хватало. Решили соединиться - от ДДТ - я и В. Сигачев, от "Р. С." - В. Кобрин - гитара, лидер группы, Андрей Масленников - бас и Евгений Белозеров - барабаны. Через месяц мы бросив все и всех в Уфе приехали в Череповец. Встреча была бурной, к ночи она превратилась в ураган: Кобрин, оказывается, пригласил нас, наивных, только как голос и клавиши, хотел накатать альбомчик "культурных" песен а-ля "Динамик" или "Круиз" той поры, попасть на "ящик" и... потом... может быть... Короче, репетиций ни одной так и не было. Что делать? Возвращаться в Уфу так сразу не хотелось, мосты мы с Вовой пожгли основательно. Я устроился художником в местный кинотеатр. Вова поигрывал на танцах. Денег нам практически не платили, ели буквально хлеб с водой, сигареты - на остановке под ногами. Просуществовали мы так месяц и написалась у нас с Вовой программа, которую я назвал "Компромисс" - своеобразный ответ на умненькие да дешевые постулаты Кобрина. Пришел я к нему и говорю - мы рванули, все бросив, к вам, как к людям, сидим в дерьме, денег даже на обратную дорогу нет, есть идея - ты должен помочь нам ее записать и мы уедем. Он, конечно, не хотел нам помогать, но деваться ему было некуда, я был настроен очень серьезно... Помог и поддержал нас Андрюха-басист, Саш Баш, Юра Сорокин - оператор и технический гений "Р.С." и многие другие ребята. Пару дней репетировали, за три дня записали (у нас почему-то все неофициальные альбомы записывались в три дня). Конечно "листва" из "Р. С." особо не горел а, считая эти песни ерундой, "которая не пойдет". Но тем не менее, я считаю - что-то получилось. Сработали так же, как и " Свинью..." - наложением на одноканальных бытовых магнитофонах, правда хороших фирм. Главным аранжировщиком был В. Сигачев, а любил он долгое время только хард - отсюда звучание и манера (оригинал, к сожалению, также не сохранился). Ну и уехали, заняв денег, через день. Позвонил мне позже, в Уфу, Кобрин, разнылся - я все понял, был не прав, вспылил, погорячился и т. д. Но, конечно, видеть его мне не хотелось (он позже работал с Магнетик Бенд, потом уехал куда-то в Канаду ). Такие дела. "Компромисс" - наша маленькая победа 83-го года, несмотря ни на что, мы все-таки его сделали, этот альбом...
 
 
ПЕРИФЕРИЯ '84 май

...Вернувшись в Уфу, мы заново стали строить группу, но это было уже тяжелее: каждый был болен своими проблемами и многим музыкантам стало не до музыки. Лето и осень 1983 года я работал художником-оформителем, мотался по многочисленным башкирским колхозам (до сих пор могу Брежнева и Ленина нарисовать с закрытыми глазами). Параллельно писал песни, обдумывал "Периферию". Ее мы записали на БашГосТВ в мае 1984. Музыканты поменялись, за гитару стал Р. Ризванов, клавиши - Вл. Сенчило, ударные - С. Рудой, от старого состава ДДТ - я и Гена Родин. Звукорежиссером был все тот же И. Верещагин ("Свинья на радуге"). Помню, как на цыпочках пробирались мы поздно вечером мимо спящего охранника... Так за три ночи и был записан это альбом. "Периферия" - первая наша магнитозапись, успешно разошедшаяся по всей стране (потом в КГБ меня допрашивали - как так, ее уже слушают на Дальнем Востоке, давайте нам адреса, явки распространителей; какие явки? - удивляюсь - дал другу переписать, он другому - и пошло по стране, и это было правдой). По признанию самиздатовских рок-журналов, песня "Я получил эту роль" была признана песней 1984 года. Альбом был придуман и сыгран в манере "новой волны", т.е., так, как мы ее себе и представляли, хотя и остались любимые хард- и блюзовые интонации. Впервые в стране и в мире мы использовали РЭП (тогда и слова этого не было) - слушай частушки в конце диска. Короче, много было открытий , так сказать. М-да... Но, конечно, если серьезно, много мы и получили. Через 2-3 недели я уже отшучивался в обкоме партии, ругался в обкоме ВЛКСМ, мрачно смотрел в зарешеченное окно КГБ. Был уволен с работы, отчислен из комсомола и т. д. Не знал, что и делать (без комсомола). Осиротел. Вдруг ночью - телефонный звонок, странно, думаю, кто это? (мне уже не звонили, боялись): "Юра, это группа "Урфин Джюс" из Свердловска, мы знаем - тебе тяжело, приезжай к нам, отсидишься, поиграем, поговорим". Ночью собрал кое-какие вещички, гитару и мы вместе смоим близким другом В. Дворником (ныне бессменный художник ДДТ) рванули в Свердловск. А что там было - отдельная история...
 
 
ВРЕМЯ '85 НОЯБРЬ

...Осень и зиму 84-го года я болтался по всему Советскому Союзу, с сумкой да с гитарой, всюду приглашали, ездил, давал так называемые "квартирники". Москва, Украина, Юг, Север, Сибирь и т. д. Выбиралась большая квартира, набивался народ, портвейн по глотку, свечи - и понеслась песня, потом шапку по кругу и дальше поехал. Такие дела. На этих квартирниках я со многими звездами перезнакомился. Хорошие, чистые были времена (но это отдельная история). Весной 85-го года в Уфе начался обвал, посадили известного диссидента Б.Развеева и многих из системы, гоняли художников - вынужден был уехать лидер художественной богемы Ян Крыжевский, эмигрировал в Питер Джимми и многие другие. Мне тоже досталось - вышли обличительные статьи в газетах, где меня в лучшем случае почему-то называли агентом Ватикана. Помогали, правда, люди, которые встали на нашу защиту, завалили газеты списками с сотнями подписей - руки прочь от Шевчука. Многие за это пострадали, ведь писали по наивности и адреса и место работы и телефоны. Никогда этого не забуду. Ну вот, устроился я работать в поселок Иглино - это час езды на электричке - в художественную школу (разрешили). Где и писалась программа "Время". Как писать, с кем, где? Меня в КГБ предупредили - еще одна запись и решетка. Долго чесал затылок. Помог Илья Смирнов - историк, критик и редактор московского самиздат журнала "УрЛайт". Он нашел в Москве людей, согласных оплатить расходы и помочь сделать запись. Поехали я, В. Сигачев, Абдюшев Нияз, Сергей Рудой, из москвичей с нами сотрудничали Сергей Рыженко и Сергей Летов - замечательные люди и музыканты. Почти месяц мы прожили у Саши Волкова, он сотрудничал тогда в "УрЛайте" (бедные его родители), немного репетировали, где придется - и, в конце концов, в огромном жилом доме у станции метро "Пражская", в однокомнатной квартире на 9 этаже был, опять же за три дня, записан этот альбом: сакс - на кухне, я пел в коридоре, Рыжий - в туалете, Сигач - в комнате. Стиль - взвешенная смесь новой волны, харда, барда и т. д., короче, тяжелый, четкий низ - бас, барабаны, гитара, легкий свободный джазовый верх - скрипка, саксофон. Очень жаль, что не было живых барабанов, но в квартире играть на них было невозможно (понятно почему) и обошлись ритм-компьютером ( звукорежиссер - Х, кстати, на его квартире и была произведена запись, оригинал, которой, к сожалению, также не сохранился: Ранее утро - 7 ноября - за окнами гул, марши, люди выходят - еще трезвые - на демонстрацию, шарики, флаги, а мы сидим с Вовой на кухне, счастливые, пьяные от усталости, прослушиваем, что сделано и тащимся. Эльмира рядом, прибирает бардак, ставит чайник. "Иван Иванович умер" - с этих слов начинается эта кассета, "Иван Иванович умер" - провозгласили мы - конец всему тому дебилизму, существовавшему уже 70 лет в стране. Через пару лет началась перестройка...
На следующее утро мы с Эльмирой вышли на Невский. "Это, Питер, Эля!" - сказал я, -"Здесь мы будем жить..." В Уфу мне больше дороги не было...
 
 
ПЛАСТУН '91

...Этот альбом я бы назвал "Пышным". Пышным, потому, что много красок - клавиши, струнные, медь, симфонический оркестр и т.д. Мы были увлечены тогда классической музыкой, пытались по-своему скрестить ее с роком, найти грань между пафосом и сермягой, лирикой. Основные песни посвящены нашим друзьям-афганцам и бушующей тогда во всю перестройке. У "Пластуна" весьма интересная история. Песни, которые вы, надеюсь, слышите, составляли костяк второй концертной программы "питерского" периода группы ДДТ.
1. программа - "Оттепель", 1987г
2. программа - "Пластун", 1988-91гг
3. программа - "Черный Пес Петербург", 1992-93гг
4. программа - "Это все", 1993-94гг
Работа над звукозаписью шла в Москве на прекрасной студии "Видеофильм" (где работали многие группы - Кино ("Черный альбом"), Алиса ("Шабаш") и т. д.) почти год. Мы много экспериментировали, искали звук, короче, закопались и, на мой взгляд, пластинка получилась какая-то не очень живая, замученная, и решили не выпускать ее. Зарезали. Первоисточники, практически пропали... И вот нашлась кассета. Послушали впервые за столько лет и решили выпустить. Жалко все-таки, почти три года жили мы с этими песнями. Заново писать - некогда, да и мне, если честно, лень.

С уважением, Ю Шевчук.
Copyright 1995 БИТ?


[О ДДТ] [Интервью журналу "Бит?"] [Интервью журналу St.Petersburg news.] [Как записывались альбомы...] [Альбом "Я получил эту роль" '88] [С альбома "Оттепель" '91]







Copyright © 1999-2000, svd